Аптечный бизнес в России, как начать и добиться успеха

Аптечный бизнесАптечный бизнес в России – перспективный и развивающийся вид коммерческой деятельности. Тенденции в данном направлении показывают, что много аптек и пунктов уже открылись, но спрос на медикаменты высокий и количество пунктов их реализации будет расти. Аптечный бизнес является популярным, и это обусловлено постоянным спросом и достаточно высокими наценками (могут доходить до 40% и выше).

Основная концепция

Аптечный бизнес — с чего начать? Планируя заниматься таким бизнесом, прежде всего, нужно определиться, какой формат подойдет оптимально: классическая аптека, фарммаркет, аптечный киоск или пункт. Организация аптечного бизнеса предполагает наличие специальной лицензии для реализации препаратов, которые отпускаются по рецепту. Такие медикаменты могут продаваться только в аптеках и аптечных пунктах, в киосках такая номенклатура (согласно приказу Министерства здравоохранения РФ) не должны присутствовать. Аптечный киоск, продажи которого ограничены безрецептурными препаратами и косметологической продукцией, скорее будет по формату напоминать парафармацевтический магазин.

Резюме проекта

Бизнес план аптечного пункта будет рассчитываться с учетом открытия аптеки с дельнейшим развитием сети пунктов и киосков. Такая коммерческая деятельность контролируются различными медицинскими и проверяющими инстанциями, поэтому для начала необходимо оформить все нужные документы. Месторасположение аптеки – густонаселенный спальный район, для постоянного спроса и невысокой стоимости аренды.

Маркетинг проекта

Перед тем, как определять формат аптеки и ее расположение, необходимо оценить конкурентную среду. Аптечный бизнес может быть организован по-разному и лучше выбирать формат, отличный от конкурентов – использовать другое наружное и внешнее оформление, сервис, ассортимент и пр. Анализ ближайших конкурентов даст возможность понимать, какие потребности покупателей не удовлетворены, и разработать свое уникальное предложение.

Помещение

Перед тем, как открыть аптечный бизнес, нужно определиться с расположением, где будет находиться аптека. Желательно не размещать аптеку рядом с конкурентами, лучше, если рядом будет торговый центр или поликлиника. Специальных требований к вентиляции или канализации нет, но лучше, если в помещении будет комфортно и сотрудникам, и посетителям.

Требования к повешению:

  • размещение – на первом этаже, оптимально – с отдельным входом;
  • стены, полы – должны быть отделаны материалами, которые можно часто мыть и дезинфицировать;
  • окна должны быть защищены решетками.

Если помещение не соответствует таким требованиям, необходимо будет произвести ремонт.

Оборудование

Аптечный бизнес требует наличия специального оборудования для торгового зала – застекленные стеллажи для экспозиции лекарств и шкафчики для хранения. Для того, чтобы сохранять наркотические и отравляющие вещества, обязательно нужен металлический сейф (это не распространяется на киоски, так как они не имеют права торговать такими препаратами). Их обязательного оборудования нужен ЭККА (электронный контрольно-кассовый аппарат).

Персонал

Рентабельность аптечного бизнеса зачастую зависит от ее персонала – специальных знаний  и навыков, коммуникабельности, ответственности и пр. Поэтому провизоры и фармацевты, которые будут работать в аптеке, должны соответствовать таким требования:

  • фармацевт – среднее специальное образование;
  • провизор – высшее специальное образование;
  • коммуникабельность, ответственность.

Персонал, который нужен для небольшой аптеки: заведующий, фармацевт или провизор-первостольник (работающий напрямую с покупателями), бухгалтер, уборщица.

Документы

Аптечный бизнес также требует целого перечня разрешительных документов. Аренда помещения должна быть оформлена договором (желательно долгосрочным), этот договор утверждается в местном медицинском объединении, потом – в территориальном отделении фонда госимущества. Далее необходимо получить «паспорт аптеки» стандартного образца. После оформляется лицензия на розничную торговлю медицинскими препаратами в государственном департаменте по контролю за безопасностью, качество и производством лекарственных средств и изделий медназначения. При заключении договора на аптечный пункт, такой документ заключается  с медицинским учреждением.

Реклама и продвижение

Когда аптека или киоск только открываются, им просто необходима реклама. Первым и самым главным будет изготовление наружной вывески над входом. Ее нужно делать световой, так как если пункт будет работать круглосуточно, люди должны без труда находить его. Кроме того, можно провести такие мероприятия по рекламе и продвижению:

  • реклама в местной газете;
  • печать и распространение полиграфической рекламы *визиток, флаеров) с обязательной картой-схемой расположения и желательно фотографией входа.

Финансовый план

Выгоден ли аптечный бизнес, можно рассчитать в экономическом обосновании проекта.

Первичные затраты по проекту:

  • стоимость мебели и оборудования (включая стеллажи, шкафчики, ЭККА) – 120-150 000 рублей;
  • ремонт помещения – 50-60 000 рублей;
  • изготовление световой вывески – 10-12 000 рублей;
  • получение разрешительных документов – 30-40 000 рублей;
  • установка пожарной и охранной сигнализации – 30-40 000 рублей.

Всего затраты на начало проекта – 240-300 000 рублей.

Ежемесячные затраты по проекту:

  • аренда помещения – 15 000 рублей;
  • заработная плата персонала – 50-60 000 рублей;
  • реклама – 5000 рублей.

Всего ежемесячные затраты – 70-80 000 рублей.

В оживленном месте аптека может обслуживать 100-150 человек в день. Доходы в месяц через полгода составят около 350-400 000 рублей. При рентабельности 30-40%, срок окупаемости составит около года. При активной рекламной кампании, через полгода можно открыть еще одни киоск, затраты на открытие которого будут значительно меньшие.

Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>