Советы для старта бизнеса с нуля

Замок и монеты

Франчайзинг в классическом виде подразумевает предоставление одной стороной (франчайзером) права другой стороне (франчайзи) вести коммерческую деятельность с использованием своего имени, товарных знаков и брендов. Обычно эта деятельность ведется по разработанным франчайзером бизнес-моделям и подразумевает выплату роялити и паушальных взносов в его пользу. Один из самых известных в Мире франчайзеров это «McDonald`s». А возможен ли франчайзинг без вложений? Оказывается, что да!

Причины возникновения

Возникновению этого нового вида бизнеса способствовало то, что компании владельцы торговых марок в «пылу конкурентной борьбы» проявляют заинтересованность в завоевании новых, ещё не освоенных соперниками рынков. Что же они делают для этого?

Бизнес — схемы

В регионе, выбранном для продвижения бизнеса, франчайзер на конкурсной основе заключает договор с предпринимателем, который в определенное время в будущем становится партёром. Как же происходит это «чудесное превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя»?

На первом этапе сотрудничества франчайзинг компания на безвозмездной основе обеспечивает предпринимателя всем необходимым для успешной деятельности. Предприниматель же выполняет функции наёмного директора её регионального подразделения. При отборе к нему предъявляются жесткие требования. В соответствии с заключенным договором он обязан:

  • Найти помещение для деятельности в соответствии с требованиями компании.
  • Получить разрешительные документы, необходимые для начала работы.
  • Как правило, уже в первый год обеспечить прибыльность подразделения.
  • Поддерживать прибыльность на оговоренном уровне на протяжении всего срока деятельности.

При соблюдении всех требований, после того, как компания полностью возвращает вложенные средства, менеджер получает право на управление региональным подразделением в соответствии с договором франчайзинга, т.е. превращается во франчайзи.

Предложения сотрудничества

В теории все выглядит хорошо. На практике получить предложения сотрудничества по франчайзинговой схеме, не требующей вложений средств, значительно сложнее. Из крупных международных франчайзинг компаний на рынках стран бывшего СССР так работает только «eCOSWAY».

«eCOSWAY» — дочерняя компания малайзийской «Berjaya Corporation Berhad», в сферу интересов которой входят: продажи потребительских и продовольственных товаров, финансовые услуги, туристический бизнес.

Для работы по франчайзинговым договорам «eCOSWAY» предлагает в управление многопрофильные магазины потребительских товаров, передаваемые франчайзи «под ключ».

«Условно бесплатный» франчайзинг

Что же предлагают владельцы отечественных брендов? Все их предложения, рекламируемые, как франчайзинг без вложений, на деле требуют значительных затрат. Бизнес-план этих компаний не идет дальше освобождения своих контрагентов от роялити и паушальных взносов. Предприниматели же должны самостоятельно нести все затраты по обеспечению деятельности. Кроме того, по условиям договоров они, как правило, обязаны приобретать сырье и оборудование у владельца бренда далеко не по самым выгодным ценам. Неплохой бизнес для хозяев не слишком раскрученных торговых марок!

По подобной схеме работы могут быть организованы:

  • Франчайзинг кафе «Дель центра» (Украина, мобильные кофейни).
  • Франчайзинг пекарня «Будь, как дома» (Россия, выпечка, кулинария, кондитерские изделия).
  • Франчайзинг турфирма «Blue Sky» (Россия, туристические услуги).
  • Центр интернет (Франчайзинг компания «Мосинтер», Россия, предоставление услуг интернет и связи).

Больше всего предложений сотрудничества по таким договорам исходит от брендовых магазинов одежды и сетей общественного питания. Таким образом потенциальные франчайзеры пытаются увеличить объемы реализации товара и получить дополнительную бесплатную рекламу своей торговой марки.

К сожалению, совсем нет подобных предложений по организации предприятий аптеки, мебели, автозапчастей, чая.

Выводы

В России хозяйственные отношения, основанные на договорах франчайзинга, не предусматривающих вложения средств, развиты довольно слабо. Предложения «условно бесплатного» франчайзинга встречаются чаще, но распределены они по сферам хозяйственной деятельности крайне неравномерно. В дальнейшем, вместе с ростом популярности франчайзинга в целом и усилением конкуренции на рынках товаров и услуг, можно прогнозировать выравнивание ситуации.

Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>